Зафиксировав по итогам 2011 года резкий рост стоимости топлива на 15%, власти начали угрожать нефтяникам, не дожидаясь очередного витка увеличения цен. Президент Дмитрий Медведев поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) пристально следить за рынком. Служба, впрочем, и так этим занимается, а попытки повлиять на цены административно до сих пор приводили к обратному результату. Нынешний уровень цен ФАС признает “обоснованным”, но эксперты ждут дальнейшего роста после президентских выборов, пишет “Коммерсантъ”.
Президент Дмитрий Медведев поручил ФАС провести мониторинг розничных цен на моторное топливо и принять оперативные меры в случае выявления признаков их необоснованного завышения. Поводом стали подведенные Росстатом итоги 2011 года. Инфляция составила наименьшую величину за 20 лет — 6,1%, в то время как темпы роста цен на моторное топливо оказались самыми высокими за последние годы — 14,9%. С начала финансового кризиса ежегодные темпы роста цен на бензины снижались: в 2008 году — 8,5%, в 2009 году — 8%. В 2010 году цены выросли всего на 6,5%, существенно отстав от инфляции, которая составила 8,8%.
При этом сам по себе рост цен на топливо в 2011 году был во многом обусловлен не только рыночными факторами, но и действиями государства. Как поясняет Максим Назаров из Reuters, ключевой причиной взлета цен в начале года был рост экспортной альтернативы, но свою роль сыграло и повышение акцизов. Динар Багаутдинов из Platts добавляет, что заметный рост цен на дизтопливо был обусловлен ростом спроса на дизель из-за холодной зимы, а также увеличением экспорта авиакеросина. Рост производства керосина привел к снижению предложения дизеля (выход этих нефтепродуктов обратно пропорционален). Кроме того, ФАС в конце 2010 года под угрозой оборотных штрафов потребовала от нефтяников снизить цены на авиакеросин, что также стимулировало рост стоимости дизеля.
Все это спровоцировало первый в году топливный скандал: в феврале премьер Владимир Путин потребовал от компаний снизить розничные цены. Нефтяники подчинились, но снижение рентабельности продаж в России привело к увеличению экспорта. Этому способствовало введение более жестких экологических требований к бензину: с 1 января 2011 года бензин класса “Евро-2″ запрещался к реализации в России. Сроки перехода на “Евро-3″ утверждались Минэнерго исходя из инвестпланов компаний по модернизации производства. Однако ряд госкомпаний, в частности “Роснефть” и “Газпром”, не успели перейти к производству бензина “Евро-3″ и вынуждены были увеличить поставки бензина “Евро-2″ на экспорт.
В результате, по оценке Минэнерго, экспорт бензина в первом квартале 2011 года вырос на 67%. По оценкам участников рынка, только “Роснефть” экспортировала 300-500 тыс. тонн некачественного бензина, закупая для собственных сбытовых сетей бензин “Евро-3″ у “Газпромнефти” и ЛУКОЙЛа. Последние были вынуждены сократить продажи нефтепродуктов независимым АЗС. Дмитрий Гончаренко из Argus добавляет, что еще одним фактором сокращения предложения стал плановый вывод в ремонт ряда НПЗ весной 2011 года. Нарушению сложившихся логистических связей способствовала и данная в марте вице-премьером Игорем Сечиным “рекомендация” нефтяникам продавать не менее 15% нефтепродуктов на бирже. Но они при этом сочли, что могут больше не нести ответственность за поставки топлива в традиционные регионы.
К концу апреля в ряде регионов были зафиксированы перебои с бензином: независимые АЗС прекратили продажи, АЗС нефтяников продавали не более 20 л в одни руки. Реакцией правительства стал фактический запрет экспорта бензина (с 1 мая экспортная пошлина на бензин была повышена до запретительного уровня — 90% от нефтяной). Также было принято решение о переносе сроков перехода на “Евро-3″. Самой же эффективной мерой стало фактическое “разрешение” компаниям повысить цены. Попытка удержания рынка сорвалась.
Однако осенью возникла угроза повторения ситуации. С середины сентября 2011 года в России запрещался оборот дизтоплива с высоким содержанием серы. Компании к переходу на производство более качественного топлива подготовились, но возникли логистические проблемы: значительная часть системы “Транснефтепродукта” была заполнена высокосернистым дизтопливом для экспорта. Для заполнения системы разрешенным топливом “Транснефтепродукту” потребовалось несколько недель, в течение которых стало ясно, что мощностей железнодорожных терминалов НПЗ для обеспечения внутреннего рынка дизтопливом не хватает.
Еще одним фактором осеннего роста цен стала “рекомендация” правительства накопить запасы зимнего дизтоплива, чтобы исключить дефицит. Но накопление запасов совпало с сезонным пиком авиаперевозок, что привело к росту оптовых цен на авиакеросин и дизтопливо с последующей трансляцией на розничные цены. Только к концу года цены на моторное топливо можно было назвать сбалансированными — спотовые и биржевые цены снижались, розничные незначительно росли, так как независимые АЗС, работавшие себе в убыток из-за выросших в кризис биржевых цен, пытались выйти на “докризисные” уровни маржинальной доходности.
В начале 2012 года, несмотря на предупреждение Дмитрия Медведева, есть все предпосылки для продолжения роста цен. С 1 января акцизы на бензин выросли, с 1 июля запланировано еще одно повышение акцизов. В ФАС дают понять, что учли опыт 2011 года и намерены воздерживаться от резких движений. Как пояснил заместитель главы службы Анатолий Голомолзин, мониторинг топливного рынка проводится “на регулярной основе”, ФАС готова выполнить поручение президента и предотвратить необоснованный рост цен. Отметив, что текущий уровень цен на нефтепродукты в целом по стране является “обоснованным”, чиновник заверил, что ФАС будет разбираться с каждым конкретным случаем завышения цен в отдельных регионах, в том числе с тем, “стало ли повышение акцизов поводом или причиной для роста цен”.
Аналитики сходятся в том, что компании постараются не допустить заметного роста розничных цен как минимум до президентских выборов. Эти предположения подтверждают свежие данные Росстата: несмотря на повышение акцизов, цены на бензин с начала года снизились на 0,1%. Господин Назаров из Reuters считает, что цены продержатся до марта, некоторые аналитики полагают, что заметный рост произойдет ближе к лету, когда вторая волна повышения акцизов наложится на весенний вывод в плановый ремонт ряда НПЗ.
|