По данным исследовательской компании «Кортес», на прошлой неделе у ряда нефтекомпаний значительно снизились оптовые цены на автобензины А-76, АИ-80, АИ-92/93 и АИ-95/96. По итогам недели диапазон снижения цен варьировался от 50 до 650 руб. за тонну. Внезапное падение цен имеет две причины: дефицит у РЖД цистерн для транспортировки и депутатский запрос о причинах роста цен на нефтепродукты на фоне падения нефти, считают эксперты. На прошедшей неделе неожиданно упали оптовые цены на бензин, говорится в исследовании ЦИК ННР "Кортес". Неожиданность заключалась в том, что на протяжении последних недель на свободном рынке отмечался устойчивый дефицит автобензинов и рынок ждал повышения цен на все марки топлива. Первый сигнал, что оптовые цены могут пойти вниз, появился еще неделей ранее, тогда «Газпром нефть» снизила цену на А-76, АИ-80 и АИ-95/96 в Центральном федеральном округе. Тенденцию подхватили некоторые другие компании. По итогам прошедшей недели интервал снижения цен варьировался от 50 от 650 руб. за тонну, что говорит о неустоявшейся конъюнктуре рынка. Наибольшее падение цен отмечено у «ЯрославНОС» и Омского НПЗ («Газпром нефть»), Башкирской группы НПЗ, Ачинского НПЗ, Ангарской НХК (мощности «ЮКОСа»). Остальные заводы оставили свою цену без изменений. Также подешевел и высокооктановый бензин. Немного — от 100 до 300 руб. за тонну — снизились цены на АИ-92/93 у Московского НПЗ, «ЯрославНОС», Саратовского НПЗ (актив ЮКОСа, перерабатывает нефть «Роснефти»). На рынке АИ-95/96 снижение произошло у «КиришиНОС» (в среднем на 350 руб. за тонну), Московского НПЗ (450 руб.), «ЯрославНОС» (200 руб). Представители нефтекомпаний затруднились объяснить случившееся, однако нефтетрейдеры отметили, что первой цены на топливо опустила «Газпром нефть», а ее примеру последовали остальные участники рынка. «Газпром нефть» ситуацию не комментирует. Однако нефтетрейдеры предполагают, что основная причина резкого падения цен — острый дефицит цистерн у РЖД, что затрудняет перевозку нефтепродуктов. В частности, по этой причине не велась отгрузка бензина с Омского НПЗ «Газпром нефти». По информации участников рынка, ОАО «РЖД» разослало телеграмму, в которой говорилось о нехватке цистерн, вызванной невозвратом вагонов получателями грузов из стран СНГ, особенно из Средней Азии. В пресс-службе РЖД эту информацию подтвердили. "В настоящее время действительно наблюдается дефицит цистерн для перевозки нефтепродуктов, вызванный их невозвратом. Мало того, невозврат цистерн с каждым днем только растет», — сказали в пресс-службе компании, добавив, что сейчас РЖД ведет переговоры с должниками и, если проблема не будет решена, возможны различные санкции вплоть до приостановки поставок. У экспертов есть еще одна причина: около двух недель назад депутаты Госдумы написали запрос о причинах роста цен на нефтепродукты в условиях падения цен на нефть. «Подобный запрос — повод для официального расследования», — отмечает генеральный директор компании Hatch-РБС Александр Либеров. Правда, в исследовании компании «Кортес» отмечается, что «ЛУКОЙЛ», напротив, повысил интервал цен на высокооктановое топливо на 500 руб. за тонну. Наблюдатели полагают, что госкомпаниям поручено временно сбросить цену, компенсация прибыли произойдет весной. «Обычно в это время потребление топлива начинает расти», — объясняет старший эксперт-аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников. Не исключено, что в итоге оптовые цены будут колебаться в коридоре, кратном цене на нефть, резюмирует аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев, - об этом сообщает РБК.
|